Конспект НОД в разновозрастной группе. Донские казаки. Внеклассное мероприятие "в гостях у казаков" Отношение к старшим

Цель: Знакомство с традициями, обычаями и фольклором донского казачества.

Задачи: познакомить воспитанников с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: макет деревенского дома с печкой, стенд “В гостях у казаков”, рушники.

Ведущий: Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки. Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу.

У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья, по-особому, на вербе,
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире,
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире,
По-детски чисто тянется душа...

Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Много национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями донского казачества.

Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

Домовёнок Прошка. Апчхи! Апчхи!

Ведущая. Ой, кто это?

Прошка. Кто, кто! А то не знаешь! Это я, Домовёнок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про всё на свете знаю.

Исполняет песню на мелодию “Песенка водовоза”, муз. И. Дунаевского

“Песня Домовенка”

Удивительный вопрос,
Задаёте вы всерьёз.
Стыдно вам, должно, друзья,
Домовёнок – это я!

В доме каждом я живу,
И покой в нем берегу.
Охраняю я очаг,
Без меня, друзья, никак!

Прошка. А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые казачата. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Прошка. Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Ведущий. С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали.

(Ведущая произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Прошка. Молодцы, ребята! Не зря в школе учитесь.

Ведущий. А лентяев и бездельников казаки не любили, высмеивали их. В людях всегда ценилось трудолюбие.

Выходит казак с подушкой, ложится спать.

Ведущий. Ой, Прошка, ты говорил, все работают, а здесь кто-то спит.

Прошка. День в разгаре, дел невпроворот. Вот лежебока! Ему что утро, что вечер – всё одно. Только с боку на бок переворачивается. Вставай!

Казак. А ну тебя! Ты мне сон мешаешь смотреть!

Прошка. Вставай, вставай! (Казак встаёт и уходит )

Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая. Идёт девушка, а возле реки казаки песни поют, о родном крае говорят.

Мальчики исполняют песню “Дон течет издалека”

Из станицы через Дон
Шёл казачий эскадрон
Шёл домой к себе в станицу,
Переходом утомлён
И решили казаки:
У красавицы-реки
Расседлать коней усталых,
Сбросить груз своей тоски

Дон течёт издалека,
Тихо плещется река
Черноглазая казачка
Встретит казака
Под уздцы коня возьмёт,
Вольно к дому поведёт
Казаку подставит губы,
Сладкие, как мёд

“Любо”– скажет атаман,
Тяжело вздохнёт от ран
И расскажет про геройство,
Как громили басурман
Как носил буланый конь
Через воду и огонь
Тех, кто славили Россию,
Шашку, волю да гармонь

Православная страна
Широка и далека
Пусть хранит святой Егорий
Удалого казака
Пусть вернётся он домой,
Чубчик вьётся озорной
А над степью льётся песня,
Песня Родины родной

Припев – 2 раза:

Казак без коня, что солдат без ружья...
Казак в беде не плачет...
Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает...
Казак сам голодает, а конь его сыт...
Казаку конь – отец родной и товарищ...
Казаку конь себя дороже...

Сценка “Ты не казак!”

Участвует два казака (ученика).

1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?

1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне...

2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит... Дывлюсь я, на тебя, зачем ты тут? Возле коня тебе нечего делать. Ты не казак!

3-й казак. После работы всех на посиделки зовём!

Ведущая. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Казачка 1.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

Казачка 2.

Как на нашей улице
Весь народ волнуется:
Едут, едут казаки –
Удалые молодцы.

Казаки съезжаются,
веселье начинается

Песня “Пчелочка златая”

Пчелочка златая, что же ты жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.

Али ты не любишь Лизочку мою,
Жаль, жаль, жалко мне
Лизочку мою.
А у моей Лизочки русая коса,
Голубая лента ниже пояса
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса. Ниже пояса
Черные брови, серые глаза,
Жаль, жаль, жалко мне
Серые глаза.

Сладкие, медовые губочки ее,
Жаль, жаль, жалко мне
Губочки ее.
Я к губам прилипну, с ними и помру,
Жаль, жаль, жалко мне,
С ними и помру.
Брешешь, не прилипнешь, брешешь не помрешь

Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!

Игра “Кто быстрее сядет на коня?”

Под музыку дети скачут на конях-стульях, когда музыка меняет свой темп, казачата встают со стульев и подскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул.

Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры.

Игра в шапку

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющиестановятся в круг, в центре стоит один из игроков. Стоящие по кругу игроки передают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она движется от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который уронил ее выходит на место водящего.

Игра “Снежинки”.

Ребята становятся парами, каждый запоминает свою пару. Пока играет музыка дети играют в ладушки и под музыку по сигналу “Снежинки” меняются парами, продолжая игру в ладушки. Как только музыка заканчивается, каждый должен вернуться в свою пару.

Выходят дети (казаки и казачки).

Казачка 1. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Казачка 2.

Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!

Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак - повёз!

Казачка 1.

Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!

Катя, Катя-Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!

Казачка 2

Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.

А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь сворачивай!

Казачка 1.

Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?

Казачка 2.

Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде,
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде,
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

По деревне я пошла,
И Ванюшку видела
Под кустом сидел и плакал
Курица обидела

Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.

Из-за Дона, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.

Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат

Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.

Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.

Ой, бяда, бяда, бяда -
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?

Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.

Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.

Эх, топни нога-
Топни правенькая,
Я пойду плясать,
Хоть я маленькая.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. До свидания, Прошка! А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Литература

1. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994.

2. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006.

3. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков... Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.

4. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И. Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО.

5. П.И. Ковешников. Дон волною серебрится. Частушки, пословицы, поговорки Дона. Ростов-на-Дону: РКИ, 1979.

В гостях у казаков
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости.
Здорово ночевали, казаки и казачки. Сегодня у нас с вами
праздник.
Ведущий: Представьте себе, что мы оказались на станичных
посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут
беседу, поют, танцуют. И как на любом казачьем празднике
здесь звучат шутки, присказки, прибаутки.
(Под музыку выходит с шарами петух)
Петух: Кукареку! Кукареку!
Ну, вот все в сборе
Можно праздник начинать,
В круг друзей всех собирать.
Эй, ребята, детвора!
Петь, плясать пришла пора
Давайте знакомиться.
Гребень красный,
Рубаха алая
Я ребята - петух­зазывала!
Подходи по одному
Расскажу вам, что к чему.
Никакого тут секрета,
Хоть кого я расспрошу:
Ведь праздника, как этот,
Не бывало на Дону!
(Звучит плясовая музыка, петух пляшет)
А сейчас настало время
К творчеству народ будить;
Все традиции забыты -
Нужно срочно возродить.
Выходят казачьи пары с песней «Эй, донские казаки»
Эх, донские казаки,
Эх, донские казаки,
Казаки, Казаки,
Казаки, Казаки,
По станицам гуляли,
По станицам гуляли,
Гуляли, гуляли,
Гуляли, гуляли.
Молодушек любили,
Молодушек любили,
Любили, любили,
Любили, любили.
К одной двое ходили,
К одной двое ходили,
Ходили, ходили,
Ходили, ходили.
Одну двое любили,
Одну двое любили,
Любили, любили,

Любили, любили.
Подарочки носили,
Подарочки носили.
Носили, носили,
Носили, носили.
Подарочек не простой,
Подарочек не простой,
Не простой, не простой,
Не простой, не простой,
С ручки перстень золотой,
С ручки перстень золотой,
Золотой, золотой,
Золотой, золотой.
Серябряна калечка,
Серябряна калечка,
Калечка, калечка,
Калечка, калечка.
Балить мая сердечка,
Балить мая сердечка,
Сердечка, сердечка,
Сердечка, сердечка.
Балить сердце и живот,
Балить сердце и живот,
И живот, и живот,
И живот, и живот.
Далеко милай живет,
Далеко милай живет,
Он живёт, он живёт,
Он живёт, он живёт.
Часто вести подаёт,
Часто вести подаёт,
Подаёт, подаёт,
Подаёт, подаёт.
А я ево не боюсь,
А я ево не боюсь,
Не боюсь, не боюсь,
Не боюсь, не боюсь,
На улицу покажусь,
На улицу покажусь,
Покажусь, покажусь,
Покажусь, покажусь.

Чубатые ребяты,
Чубатые ребяты,
Ребяты, ребяты,
Ребяты, ребяты,
Прелестнаи казаки,
Прелестнаи казаки,
Казаки, казаки,
Казаки, казаки!

Ведущий. Такие праздники на Дону проводились после
того, как с полей был убран урожай до последнего
зернышка. И только тогда пекли караваи из нового
урожая, играли свадьбы, устраивали посиделки. Одним
словом, всем можно было отдохнуть.
У куреня, где собиралась молодежь на посиделки, по
обычаю гостей встречали хозяин и хозяйка.
(Выходят хозяин и хозяйка)
Хозяин: Добрый день, гости званые и желанные.
Хозяйка: Гости дорогие! Слава Богу, на многие лета!
Хозяин: Милости просим к нашему куреню!
Хозяйка: Ждет вас здесь угощение знатное и время­
провождение приятное. И по старому донскому обычаю,
дорогих гостей встречаем хлебом­солью. А главный хлеб
на Дону - это, конечно, каравай.
(Выходит каравайщица с хлебом­солью)
Каравайщица: Здорово ночевали, казаки и казачки.
Милости просим к нашему куреню.
Ведущий. Слово «каравай» происходит от слова «кара»
- круг; потому, что каравай - круглый хлеб. А наши
предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл -
круглое красное солнышко, круглый годовой цикл.
Вселенная нашими предками представлялась тоже
замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, так считали,
развивается по кругу...
Ведущий. Поэтому, после уборки девушки водили хо­
роводы.
(Хороводный танец «Заплетайся плетень»)
Ведущий. В давние времена собирались люди на
праздники, устраивали пиры. И к этому дню пекли осо­
бый хлеб - он получил название «пирог», от слова
«пир».
(Звучит лирическая музыка)
Ведущий: Наиболее древние пироги - пироги из
пресного теста.
Ведущий: Дрожжевое тесто готовили простое и сдобное
- только по большим праздникам.
Ведущий. Слоеное тесто появилось значительно позже. В
старину начинки пирогов отличались большим
разнообразием.
Ведущий: Готовили пироги с мясом, грибами, яблоками,
маком, рыбой и даже с кислицей.
Овощная начинка тоже была самая
Ведущий:
разнообразная, были даже огуречники - пироги с солеными
огурцами.
Ведущий. Были и хлебальные пироги. С них срезали корку
и начинку ели ложками.
Ведущий: Готовили такие пироги­тарелки с начинками из
лука, капусты и моркови.
(Музыка затихает)

Ведущий.
По форме пироги различались на долгие,
круглые и треухи. В круглый пирог, как уже говорилось
раньше, вкладывался большой смысл.
Ведущий. В нашей области кроме пасхальных куличей,
Вознесенских рогулек, модников, картофельников, пекли
уризники и сеченики, т.е. сочни с картошкой и капустой,
топтаники из гороховой муки и многое другое.
Ведущий. Ох, казаки и казачки, загутарились мы с вами.
Давайте лучше споем.
Ведущий. Собирайся, народ,
Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.
С донским, с молодым казаком,
С удалым добрым молодцем,
С удалым добрым молодцем.
Девочка. Ой, ребята, а я что видела!
Все. Что!?
В наш веселый хоровод.
Песни петь, да плясать,
Всех вокруг забавлять.
Песня «Посею лебеду…»
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Девочка.
Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!
Мальчик.
Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак ­ повёз!
Девочка.
Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!
Мальчик.
Катя­Катюха

Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!
Девочка.
Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.
Мальчик.
А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь, сворачивай!
Девочка.
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?
Мальчик.
Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.
Частушки
Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.
Эй, девчонки­хохотушки,
Запевайте­ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчоночки­ дончанки,
До чего же хороши!
Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Эх, донская­ то земля.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.
Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.
Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали

Ведущий. Любо казаки и казачки, любо.
Каравайщица: А я хочу спросить у вас, ребята. Скажите­ка
мне, как толкуется в русском языке слово «пирожница»?
Казачка: Это женщина, которая торгует пирожками.
Казак: Да нет, это доска, на которой стряпают пироги.
Каравайщица: Хорошо, хорошо. Не нужно спорить. Оба
ответа верны, так как это слово имеет два значения.
А скажите, люди добрые, почему говорят: «Покамест
пироги в печи - не садись на печь»?
Казак: Да потому что испортятся ­ тесто сядет.
Каравайщица: Верно. А еще, чтобы пирог и хлеб не
испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб,
пока все хлебы не испеклись.
А почему за ужином казак новый хлеб не начинал резать?
Казак: А потому, что спор будет в доме и нищета одолеет.
Каравайщица: А как же тогда каравай хлеба правильно
начинать нужно?
Казак: Резать надо с головы, с краю, который повыдался.
Каравайщица: Ну, молодцы, казаки и казачки.
Уважаемые казаки и казачки, я предлагаю отправиться
сейчас в путешествие по Дону, себя показать да на людей
посмотреть.
Хозяин: Любо! Честнохваленая каравайщица, мы согласны.
Только куда мы отправимся, кто нам путь укажет?
Каравайщица: А специально для этого я испекла колобок,
чтобы путь нам указывал. Нужно только сказать: «Катись
по блюдечку колобок. Покажи нам заветный уголок».
Ведущий. Замечательно. Только перед путешествием я
предлагаю набраться сил, отдохнуть немножко.
Все. Любо, любо!
Песня «По полю, полю»
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю,
По широкому полю
Летал­вылетал, летал­вылетал
Сизголубчик молодой,
Сизголубчик молодой.
Кликал­выкликал, кликал­выкликал
Сизголубицу свою,
Сизголубицу свою.
Ты ходи сюда, ты ходи сюда,
Сизголубушка моя,
Сизголубушка моя.
Я тебя люблю, я тебя люблю
За походочку твою,
За походочку твою.
По двору идёшь,
По двору идёшь,
Словно павушка плывёшь,
Словно павушка плывёшь.
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю,
По широкому полю

Летал­вылетал, летал­вылетал
Сизголубчик молодой,
Сизголубчик молодой.
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю,
По полю­полю, по полю­полю,
По широкому полю.
Полю.
Ведущий.
путешествие отправляться.
колобок, покажи нам заветный уголок.
Ну вот, казаки и казачки, можно и в
Катись по блюдечку,
(Звучит песенка колобка)
Ведущий. Катился, катился колобок и прикатился в
замечательную страну под названием «Детство». Да и
как ему было туда не прикатиться. Ведь человек в самом
раннем возрасте знакомится с понятием «пирог», а
круглый пирог служил еще и оберегом, поэтому так
часто это слово встречается в детских потешках,
прибаутках и колыбельных песнях.
Ведущий. А хотите посмотреть и послушать, как ка­
зачки своих малышей спать укладывали, как их качали,
что им пели?
(На сцене, в избе у колыбели хозяйка поет колыбель­
ную)
Хозяйка:

Котя, котенька, коток,
Котя - серенький хвосток.
Приди, Котя, ночевать.
Нашу девочку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу,
Дам кусочек пирога
Да кувшинчик молока,
Кушай, Котя, не проси.
(Выходит дочка с куклой)
Дочка:

О, качи­качи­покачать,
Испеку тебе калач,
Спи­ко, Танечка, не плачь.
Дочка. А мою Танечку надо под квашню посадить да
перепекчи.
Хозяйка: А ты разве знаешь, как это делается?
Дочка: Конечно. Надо, как пекутся хлебы, из квашни­ то
тесто вынуть, посадить туда куколку, как бабушка делала с
маленьким Ванюшкой. А еще надо куколку на лопатку
посадить да в печку засунуть.
А вот вопрос к вам, казаки и казачки. Почему маленьких
детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?
Ведущий. Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали
под квашню. Руки смачивали водой, которой смазывали
поделанные хлебы, и говорили: «Как мои хлебы кислы, так
и ты, мое дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты
ходи.

Ведущий. А когда ребенок был хилым и болезненным,
совершали обряд перепечения - сажали на лопатку и в
печку, как пирог совали.
Хозяин: Прекрасная страна - Детство, но нам нужно
отправляться дальше в путешествие.
Хозяйка: Катись по блюдечку, колобок, Покажи нам
заветный уголок.
Мы с вами попали в страну под названием «Загадка».
Очень загадочная страна.
Каравайщица:

Не сиди на печи,
Налетай на калачи,
Пироги получит тот,
Кто отгадку назовет.
1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают?
(Блины)
2. Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям
плачу. (Хлеб)
3. Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет
как камень. (Пирог)
Хозяин: Любо, казаки и казачки! В праздники на Руси, да и
у нас на Дону любили устраивать состязания. Состязались в
пляске, песнях, в удали молодецкой, в силе.
- А давайте мы устроим состязание в смекалке, на­
ходчивости, уме? Тогда внимательно слушайте.
Викторина
Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем
викторину по словарю донского говора.
Горище – чердак
Гутарить – говорить
Гумно – место для хранения зерна
Курень – дом
Вечерить – ужинать
Шлях – дорога
Атаман – вожак
Казаки – вольные люди
Майдан – площадь
Станица – село большое
Хутор – село маленькое
Кочет – петух
Чувяки – тапки
Хворать – болеть
Цибарка – ведро
Завеска – фартук
Баз – сарай
Нехай – пусть

Ноне – сегодня
Ведущий: Казаки – вольные люди, но всегда соблюдали
кодекс чести, и имели свои заповеди, которые нарушать было
нельзя. А какие? Знаете?
(дети в зале перечисляют)
Заповеди казаков:
­ Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
­ По тебе судят обо всем казачестве.
­ Служи верно своему народу, а не его вождям.
­ Держи слово! Слово казака дорого.
­ Чти старших, уважай старость.
­ Сам погибай, а товарища – выручай.
­ Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но
помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть
– не жестокость!
­ Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные!
­ Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий!
Каравайщица: Любо, казаки и казачки. Загутарились, пора
бы и честь знать.
Хозяйка: На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся,
Мы умеем веселиться,
И в труде не ленимся.
Хозяин: Из­за Дону песню выведу,
По России поведу,
Голосистую, задорную,
С подголосками в ладу.
Давайте и мы споем песню
Звучит «Песня о России»
1. Посмотри, как всё красиво,
Посмотри ­ простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
/В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.­2р./
2. Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина ­ Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь ­ яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.

О житье­бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
Припев.
3.
И берёзку молодую,
И кустарник, и траву, ­
Беззаветно всё люблю я,
Всё я родиной зову.
Хорошо костер походный
На поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.
Петух: Ну вот, дорогие гости, мы с вами еще раз
услышали о донском каравае, о казачьих обычаях,
традициях. И помните, что ничего нет роднее и дороже,
чем, то место, где ты родился и вырос.

24 октября учащимся школы № 2 и вечерней школы Излучинска довелось побывать в гостях у казаков. Встречу провели в Центральной районной библиотеке с представителями местного хуторского казачьего общества пгт. Излучинск.
Атаман хуторского казачьего общества пгт. Излучинск Лукьянченко Владимир Владимирович рассказал о культуре, быте и истории казачества, познакомил с их нравами, традициями и обычаями. Высказал главную мысль мероприятия «Донести до молодежи чувство патриотизма, чувства любви к Родине, семейным ценностям». Атаман отвечал на различные вопросы школьников – что означает ношение серьги в ухе у казаков, на какое время присваивалось звание “казак”, какие существуют воинские казачьи звания, может ли женщина быть атаманом и прочее.
Казаки умеют и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтят традиции и уважают предков, они истинные сыны своего Отечества. Они участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.
Гуманное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.
Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость.
Культ коня у казаков преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Конь для казака, друг, товарищ и брат. Они понимали голос, управлялись без повода, и никогда не бросали своего хозяина. Есть подтверждённые исторические факты о том, как кони выносили раненых казаков с поля боя, зубами хватали их за одежду или за руку и волоком вытягивали из пекла сражения. Без коня казака нет. Казаки – это лучшая конница в мире, не знающая ни страха, ни поражения.
Гармоничные и звучные песни передаются из уст в уста в семьях казаков. Издавна казаки придают своему песенному творчеству особое значение. Песни не только развлекают, но учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают духовный мир человека.
Участники мероприятия услышали, насколько разнообразны казачьи песни и их жанры в исполнении ансамбля казачьей песни «Дружина» из г. Нижневартовска (руководитель Дмитрий Верещагин). Зажигательные, искрометные казачьи песни, которые понравились своей неудержимостью и высоким артистизмом.
Выставка «Казачий круг» дополнила яркую встречу с казаками. На ней все желающие смогли рассмотреть казачьи костюмы, нагайку, шашку. Книги, раскрывающие быт и историю казачества, художественную литературу о казаках.
В заключении встречи все участники пришли к единому мнению, что надо беречь родину, природу, уважать старших, оказывать им посильную помощь, любить школу, своих друзей, знакомых и незнакомых, расти настоящими патриотами своей родины, достойными своих отцов, дедов и прадедов, соблюдая свои обычаи и традиции.

Сценарий праздника «В гости к казакам»

Цель: ознакомить воспитанников с традициями астраханского казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор воспитанников; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: сцена оформлена в виде казачьей избы.

Ход праздника

1-й ведущий (воспитанник)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

2-й ведущий (воспитанник)

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Исполняется песня о России

1-й ведущий

Колышет березоньку ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон...
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.

2-й ведущий

Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.

Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:

И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию -
Россию, которую я защищал.

Исполняется песня об Астрахани

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Астраханского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

(На скамейке у печи сидит дед-казак)

Ведущая: Здравствуйте дедушка. Как живете-поживаете?

Казак: А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые астраханцы. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Казак: Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Инсценировка песни

Казак: С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали.
(Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Казак: Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
А водица далеко,
А ведёрко велико.

Песня-инсценировка «Пошла млада за водой»

Казак: Пока девицы по воду ходили, казаки лошадей купали. . Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Исполняется песня « Астраханские казаки»

Ведущая.
Казаки съезжаются,
Пляски, игры начинаются.

Проводится игра «Достань платок».

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

Казак:

Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчонки астраханки,
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Астраханская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Астраханского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Казак: Весной принимались казаки ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях и молодёжные игры, в которых рассказывалось об этих работах.

Хороводная игра «Просо сеяли».

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».

Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».

Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Ведущая. Но не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой - за строевого коня.

Ведущий 1
Только враг зашевелится,
Наш казак уж на коне –
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.


Ведущий. Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ:
«Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

Ведущий 2

И да пошлёт тебе Бог силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черёд,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословлясь, ступай вперёд!

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, ни ругай,
Будь христианином и перед боем
Крестом себя ты осеняй…

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

Ведущий 1.
Наш сотенный командир –
Он во всём нам господин.
Он не спал и не дремал,
Свою сотню обучал.
Подтянул сотню свою,
Хоть показывай царю.

Исполняется песня «Атаман»

Ведущая. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.

Ведущий 2
Жила в сердцах их смелая отвага,
Своей любовью к Родине сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Геройские сыны своей страны.

Исполняется песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»

Ведущий 1

Все в мире сущие народы,
Благославите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны…
А. Твардовский

Ведущий 2

Пусть слава героям шумит не смолкая,
Не сгладит почёта грядущей мечты,
И пусть к постаментам, как память живая,
Ложатся во веки бессмертья цветы.

Ведущий 1

Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Ис полняется песня «Казачата»

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook