Эволюция семьи: взаимодействие полов в различных ее формах. Формы брака и формы семей. Исторические формы брака и семьи Современная семья: специфика, тенденции, проблемы

Типы семьи (по происхождению) :

Родительская (в которой человек родился)

Прокреационная (которую человек создал сам)

Типы семьи по критерию господства и лидерства:

Матриархальная (господство жены)

Патриархальная (господство мужа)

Матернальная (лидер – жена)

Патернальная (лидер – муж)

Эквалитарная (оба супруга в равной степени являются главой семьи)

Исторические формы брака :

Эндогамия - партнер выбирается только из своей группы (например, запрет вступать в брак с иноверцами в иудаизме)

Экзогамия – партнер выбирается только из чужой группы (например, запрет на брак между близкими родственниками)

Моногамия – брачный союз одного мужчины и одной женщины. Пожизненная моногамия (развод не допускается). Легко разводимая моногамия (развод возможен)

Полигамия – брачный союз нескольких брачных партнеров.

В зависимости от условий заключения : по любви, по расчету, по сговору, по рекомендации родственников

По месту проживания супругов: патрилокальный – в доме родителей мужа; матрилокальный – в доме родителей жены; неолокальный – в отдельном доме; дислокальный (гостевой) – отдельное проживание супругов с регулярными визитами друг к другу

Историческое разнообразие форм брака:

Равный, неравный

Покупной брак (женщина фактически выступает в форме товара, за который мужчина уплачивает компенсацию её семье)

Хищнический брак (заключенный путем похищения невесты (очень редко – жениха)

Священный брак (заключенный с божеством, духом, статуей и проч;)

17. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы.

Исследователи отмечают следующие тенденции и особенности развития белорусской семьи на современном этапе:

— уменьшение количественного состава семьи; активное формирование семьи ну- клеарного типа;

— высокий удельный вес неполных семей;

— формирование т.называемого «гражданского» (незарегистрированного) брака и «гражданской» семьи;

— уменьшение количества детей в семье;

— изменение репродуктивной функции семьи на основе уменьшения, а затем и спада рождаемости и формирования преимущественно мало- или однодетных семей;

— изменение социальных норм рождаемости и детности в семье;

— подвижки в ценностных ориентациях молодых семей в сторону приоритета внесемейных ценностей по сравнению с семейными;

— уменьшение значимости такой ценности, как много- и среднедетность;

— относительно высокий удельный вес семей, находящихся на уровне малообеспеченности и бедности;

— дискриминационное положение детей, особенно до 6-летнего возраста, по сравнению с другими группами населения по уровню располагаемых ресурсов;



— невозможность обеспечения в Беларуси простого воспроизводства населения в силу устоявшегося режима низкой рождаемости;

— изменение гендерных представлений о внутрисемейном ролевом распределении;

— гендерная дискриминация в отношении занятости на производстве, в домохозяйстве и оплаты труда женщин;

— высокая потенциальная разводимость семей;

— зависимость стабильности семей от обеспеченности жильем и материального положения;

— устойчивость семейных отношений в зависимости от занятости супругов.

В результате можно констатировать, что в настоящее время семья, как и другие социальные институты, переживает процесс модернизации. Учитывая две противоположные тенденции развития современной семьи, цель государственной семейной политики должна быть органична. С одной стороны, она должна быть направлена на поддержание семей, которым свойственен преимущественно патриархальный уклад и образ жизни.

С другой стороны, государственная семейная политика, должна быть направлена на обеспечение наиболее благоприятных социальных, экономических, нравственных условий свободного развития каждой семьи, обеспечение равновесия между личностью, семьей и обществом на принципах свободы личности, равноправия и партнерства.

Другим важнейшим условием успешности семейной политики является ее долговременность ввиду значительной инерциальности процессов, особенно рождаемости. Это касается формирования у населения установок и потребностей в среднедетной семье, которые в настоящее время у большей части населения замещены потребностью в одно- двухдетной. Важнейшим требованием построения государственной семейной политики является комплексный подход: необходимо охватывать все стороны демографических основ семьи - рождаемость, здравоохранение, брачность, разводимость; семейная политика должна разрабатываться:медиками, социологами,психологами, экономистами, юристами, этнографами, что обеспечит более высокий уровень, всесторонний охват; она должна постоянно совершенствоваться.

Семья всегда предшествует государству и с возникновением государства семья составляла основную ячейку общества. Истории известны три формы семьи:

1. Малая (или нуклеарная, индивидуальная) семья, состоящая из живущих отдельно от родителей и находящихся в браке и мужчины и женщины (отца и матери), а также их детей.

2. Полигамная семья есть многобрачие в форме полигинии (брак одного мужчины с двумя или более женщинами) и полиандрии (брак одной женщины с двумя или более мужчинами).

3. Расширенная (или большая) семья, состоящая из двух или более малых семей, из нескольких поколений, когда малая семья взрослого сына присоединяется к подобной же семье его родителей. Типичным примером расширенной семьи является патриархальная семья, которая включала в себя пожилого мужчину, его жену или жен, неженатых (незамужних) детей, его женатых сыновей, а также жен и детей последних. Обычно три поколения, включающие малые семьи отца и сыновей, жили под одной крышей - обычно 20 человек, но численность такой семьи могла доходить и до 100 человек.

Преобладающей формой семьи исторически является малая семья.

Функции семьи

Семья выполняла важные социальные функции:

1. Рождение детей, продолжение человеческого рода, удовлетворение половых (сексуальных) потребностей.

2. Хозяйственная (экономическая) кооперация, основанная на разделении труда между мужчиной и женщиной. Мужчина, обладающий большей физической силой, может лучше справиться с задачами, требующими больших усилий, такими, как рубка леса, добыча полезных ископаемых, ломка камня, расчистка земли, строительство дома. Не отягощённый подобно женщине физиологическим бременем месячных, беременности и кормления грудью, он может также легче выполнить задачи, связанные со значительным отдалением от постоянного местожительства: охота, рыбная ловля, пастушество, участие в торговых экспедициях. Женщина, однако, не испытывает проблем с выполнением задач, требующих меньших усилий и исполняемых внутри дома или рядом с ним. Она занимается собирательством растительной пищи, доставкой в дом воды, приготовлением пищи, изготовлением одежды и предметов обихода. В аграрном обществе семья являлась основной производственной ячейкой общества.

Такое разделение труда по половому признаку объясняется врождёнными физиологическими различиями между мужчиной и женщиной. Природа поручила женщине, а не мужчине образование зародыша, зачатие, беременность и рождение детей. Женщина, даже не будучи женой и матерью, рождается, живет и умирает с организацией, предназначенной для материнства. Поэтому роль женщины, это, прежде всего, роль супруги и матери. Преимущественное направление её деятельности - это служение в семье: многочисленные дети (в аграрном обществе - трое детей - это норма, многодетность - это пятеро и более детей), муж, домашнее хозяйство. Служение мужчины преимущественно вне семьи. Именно мужчины по общему правилу осуществляют военную, управленческую, религиозную деятельность, являются воинами, судьями, управленцами, жрецами, священниками.

3. Содержание, уход за детьми, трудовое и религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, усвоение ими знаний и умений традиционной культуры. Они с детства обучаются тому, что должны знать мужчина и женщина. В аграрном обществе большое количество детей является фактором экономического преуспеяния семьи. Мальчики - это будущие мужчины, которые, вступив в брак, будут иметь право на земельный надел. Девочки - это будущие невесты, позволяющие поддерживать широкие связи за счёт породнения с другими семьями. Дети с раннего возраста уже с шести-семи лет постепенно приобщались к сельскохозяйственным рабатам ремеслу, что существенно облегчает жизнь родителей. Более того, выросшие дети оказывают родителям хозяйственную помощь, поддержку в старости при отсутствии гарантированных государственных пенсий.

4. Расширение социальных связей путем формирования широкой сети родственников и свойственников (родственников супругов). Посредством брака стремились расширить свои родственные связи и иметь много родственников.

5. Семья часто становится центром отправления религиозных культов, где отец выступал в качестве семейного жреца. Семья была неразрывно связана с культом предков, которые считались божествами - покровителями семьи, оказывали живущим необходимую помощь: посылали хороший урожай, приплод скота, рождение сыновей, рост богатства. Однако мертвые нуждались в пище и если живые переставали приносить им пищу в качестве жертвы, то они испытывали муки голода, становились враждебными им, насылали на них всевозможные беды. Этим устанавливалась особенно прочная связь между всеми поколениями семьи.

Семьей наз-ся основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – первичная малая соц.группа. Одновременно семья – соц. институт, выполняющий определенные соц. ф-ии.

Функции семьи:

репродуктивная (деторождение, продолжение Человекого рода);

воспитательная (воспитание детей);

хоз.-экономич . (г.о. ведение дом. хоз-ва);

рекреативная (восстановление жизненных сил);

коммуникативная (реализация потребности в общении);

регулятивная (первичный ур-нь соц. контроля).

Брак

В зависимости от структуры родственных отношений:

простая (нуклеарная) – супруги, и дети, не состоящие в браке;

сложная (расширенная) – сост. из нескольких поколений.

По кол-ву детей: бездетная; малодетная; среднедетная; многодетная (в настоящее время 3 ребенка и выше).

По соц. ориентациям:

1) ориентированные на семейные ценности, на воспитание детей, совместное проведение досуга;

2)ориентированные на развлечения, потребление мат. и дух.благ;

3) ориентированные на проф.интересы, на карьеру, успехи на работе, саморазвитие личности.

Современная семья в большинстве стран регулируется рядом принципов, закрепленных в законе. Среди них особо выделяются 2 осн.:

1) свобода и добровольность закл-я брака (каждый может выбрать себе жену или мужа по своему собственному усмотрению);

2) свобода развода (право супругов на развод, контролир.гос-вом). Среди осн. причин разводов: нравственно-психологич. несовместимость супругов; супружеская неверность; пьянство; завышенные притязания друг к другу; бытовые противоречия (нередко связанные с бытовой неустроенностью) и ряд др

32. Семья и брак: историческое разнообразие форм семьи и брака.

Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.

С. уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и ф-ий семьи. Структура семьи - это не только ее колич-нный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, соц.ролей отношений ее членов.

Нуклеарная семья- это семейная структура, сост.-ая из взрослых родителей и детей, находившихся на их иждивении.

Расшир. семья -такая семейная структура, кот. помимо нуклеврной семьи(супругов и детей) включ. Др. родственников, например дедушку и бабушку,внуков,дядю и т.д.

Матриарх. семья- в ней главная роль в сохранении устойчивости рода, воспроизв-ве детей и наслед-ии имущ-ва отводилось женщине,а также власть в семье принадлежала женщине.

Патриарх. семья –она обозначает власть мужчин над другими членами семьи. И наслед-ние имущ-ва осущ-сь по м. линии.

Эгалитарная семейная система – там где власть и влияние в семье распределяется между мужем и женой почти в равной степени.

Брак – это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Выделяют след.формы брака:

1)моногамия- брак между одним м. и одной ж.,наиб. Распростр. форма брака в современ. развитых общ-ах.

2)полигамия-брак между одним и несколькими дружными индивидами, выступающих в двухосновных разновидностях: полигиния -брак между одним м. и неск.ж.; полиандрия -брак между одной ж. и неск.м..

3)групповой брак- брак между несколькими м. и несколькими ж..

В зав-ти от предпочитаемого партнера брак мб экзогамией(хар-рен для первобыт.строя запретом браков в пределах одной родств. группы) и эндогамией(брачной связью внутри определенной соц. группы,напр.,внутри племени).

6)альтернативный брак- длительный союз м. и ж., кот. не намереваются юр. оформлять сложившийся между ними интимные, имущественные и др.отношения. Такой брак предполагает верность партнеров, появление совместного потомства и заботу о нем.

Социальныые функции семьи

Функции семьи - это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняет основные. функции:

1) репродуктивная – для большинства семей важнейшей целью является деторождение. При этом в одних странах государство озабочено, как повысить рождаемость (например, Беларусь, Германия, Россия, Япония), а в других (например, Индия, Камерун, Китай) – как ее снизить.

Принципиальным отличием современной семьи является то, что сегодня репродуктивная функция отделена от сексуальной, она существует довольно самостоятельно;

2) экономическая – осуществление деятельности по материальному обеспечению семьи, ее благосостояния, по формированию семейного бюджета;

3) хозяйственно-бытовая – включает обеспечение членов семьи приемлемыми условиями быта и деятельностью по удовлетворению их биологических потребностей в пище и питье, в тепле, одежде, обуви и т. д.;

4) коммуникативная , которая пронизывает всю семейную жизнь, в том числе включает духовное общение; с ее помощью сегодня происходит развитие личностей членов семьи, их духовное взаимообогащение;

5) социализационная – включает деятельность по подготовке и приобщению подрастающего поколения к жизни в обществе;

6) социально-статусная функция тесно связана с социализационной, так как означает предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) первичный социальный контроль как функция семьи означает определенный уровень «присмотра» семьи за каждым своим членом; это связано с регламентацией поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентацией ответственности и обязательств супругов в сексуальной сфере;

8) рекреационная функция (от латинского recreatio – восстановление) направлена на восстановление физических и моральных сил членов семьи;

9) эмоционально-психологическая функция тесно связана с рекреационной, так как позволяет членам семьи удовлетворять потребности в эмоциональной поддержке, симпатии, уважении, признании, психологической защите. Эта функция призвана предотвращать эмоционально-психологическую дезинтеграцию личности.


34.Современная семья: тенденции развития

Семья как социальный институт очень тесно связана с происходящими в обществе изменениями. В первую очередь эти изменения фиксируются семейных установках, ценностях и моделях поведения.

В период перехода от доиндустриального к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу отмечались следующие тенденции в развитии семьи.

1. Типичная доиндустриальная семья имела много детей и многочисленных родственников: бабушек, дедушек, тетей, дядей, кузенов и др. Такие большие расширенные семьи были хороши для медленно развивающихся аграрных обществ. Но они не были приспособлены для динамично развивающихся промышленных сообществ. Индустриализм привлек множество рабочих сил, потребовалось быстрое перемещение работников и их семей в новые места, где появлялась работа. Расширенная семья постепенно избавлялась от «лишних» людей, чтобы быть более мобильной. Новая нуклеарная семья стала атрибутом промышленного общества.

2. Аграрное общество, которое имело основной экономической единицей домохозяйство и в котором работали не за плату, а на себя, сменилось промышленным, в котором произошло разделение семейной и внесемейной деятельности, а также более заметное полоролевое разделение труда. Мужчины стали зарабатывать деньги за пределами дома, а женщины по-прежнему выполняли домашнюю неоплачиваемую работу.

3. Расширенная многодетная семья все чаще заменяется не только на нуклеарную, но и на малодетную. Отмирание многодетности как нормы семейной жизни является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества.

4. Решение о вступлении в брак все больше замещается свободным волеизъявлением женщины и мужчины и их внутренним побуждением взамен существовавшей ранее регуляции этого процесса их родственниками и родителями.

5. Общественные регуляторы брака становятся более либеральными. Свобода брака логично дополняется антитезой – свободой развода. Общественное мнение, церковь, в том числе и католическая, а также юридические нормы постепенно становятся все более терпимыми к разводам, что сказывается на статистике разводов зарегистрированных браков и появлении альтернативных брачных форм.

6. Появляются альтернативные формы брака. Их возникновение связано с так называемой сексуальной революцией 1960-х гг., т. е. радикальной ломкой традиционной системы половой стратификации, которая вызвала изменения в социальной и культурной сферах. Те, кто экспериментирует в брачных отношениях, составляют меньшинство населения. Однако эти новшества социально заметны.

7. Появляются и новые модели семейных отношений. Это сводные, или бинуклеарные, семьи (характерные для США), в отличие от мононуклеарной, в которой есть одно ядро, здесь есть две новые семьи родителей, в которых могут находиться дети от расторгнутого брака; коммуны (как, например, жилые сообщества в Германии в начале 1970-х гг., кибуцы в Израиле).

Перечисленные тенденции отражают в основном институциональные изменения семьи. Но многие социологи обоснованно считают, что сущность изменений, затронувших семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных, а следовательно, нужно анализировать частную сферу как неотъемлемую часть любого социума.

Итак, семья как социально-психологическая целостность постоянно эволюционирует, но сегодня происходящие изменения более очевидны, чем когда бы то ни было. Социальная жизнь становится все динамичнее, усложняется структура личности, и эти процессы неизбежно воздействуют на взаимодействие индивидов и их жизнь в браке и семье.

35. Молодая семья: особенности, проблемы функционирования.

В 1990-х годах обострилась проблема молодых семей (согласно законодательству, таковыми считаются семьи, в которых один из супругов моложе 30 лет). Молодые семьи создаются в усл-ях, когда вступающие в брак не имеют полного мат. достатка, у них, как правило, нет своего жилья, а родители, в силу мат.трудностей, не могут оказывать помощь своим детям, создавшим новую семью. Наиб. тяжелое положение создается в молодой семье в усл-ях рыночн. отношений, снижения возможностей гос-ва оказывать ей содействие.

Увелич. рождаемости можно достигнуть только улучшением соц. условий для семей, прежде всего молодых семей. Ключ к разрешению этой проблемы в детских пособиях, пособиях при рождении ребенка, предоставлении молодым семьям возможности купить квартиру и т.д

Молодая семья имеет свои особенности, специфику, круг наиб. значимых для молодежи интересов. Жизнедеятельность молодежи, а, след-но, и молодой семьи проникают во все пласты соц.жизни.

Молодая семья в полной мере выполняет все ф-ии, присущие институту семьи в целом. Это, бесспорно, накладывает свой отпечаток на психич. и физич. состояние членов семьи, негативно сказывается на их здоровье. Вот почему молодую семью целесообразно выделять в отдельную категорию и рассматривать как фундаментальную основу будущих поколений.

Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности . Первая из них - объективно недостаточный ур-нь мат.и фин. обесп-ти. Молодые супруги, зачастую не имея достаточного опыта проф. Деят-ти соц. жизни, получают сравнит. низкую зп. Вторая особенность молодой семьи - объективно повышенная мат. и фин. потребность в связи с необходимостью укоренения семейной жизни: фин. вложений в приобретение жилья и организацию быта. Третья особенность - специфический возрастной период членов семьи. Как правило, именно в молодой семье имеются малолетние дети, у кот.присутствуют особые потребности в питании и одежде. К тому же, дети нуждаются в индивид. подходе к их обучению, воспитанию, укреплению здоровья. Нерешенность проблем молодых семей, слабая гос. поддержка зачастую приводят их к внутри семейным конфликтам, установлению напряженной атмосферы, способствующей распаду семьи. 70% всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни, т.е. фактически в молодых семьях. К числу особо острых проблем молодой семьи относятся жилищные условия. Кризис семьи как соц. института и специфич. Духовно-нравственной общности людей наиболее ярко проявляется в высоком уровне разводов, участившихся внутрисемейных конфликтах, многочисл. случаях асоциального поведения детей и подростков. Молодые семьи переживают те же жизненные проблемы, что и все общество в целом. Такие проблемы, как доходы, занятость, образование особенно остро выдвигаются в переходную эпоху, но они же остаются проблемами любого, в том числе высокоразвитого общества. Поэтому соц.молодежная и семейная политика не может ограничиваться решением текущих проблем. Ее стратегия должна заключаться в поисках эффективных путей достижения общенациональных целей, например, в сфере образования, занятости молодежи.

Введение

Для общества и государства брак и семья, детство, отцовство и материнство составляют высшую социальную ценность, ибо обеспечивают воспроизводство человека как биосоциального существа. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. "Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. с учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных феноменов. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию". Институт семьи и брака постоянно изменяются вместе с общественными процессами, происходящими в мире. В этом и весь интерес данной темы, а именно - динамика развития и изменения института брака.

Исторические аспекты становления брака

Исторические формы брака и семьи

"Брак и семья как социальные институты общества зародились очень давно, и прошли в своем развитии несколько стадий". В племенной период, когда общество делилось на ячейки по родовому признаку, существовал так называемый период промискуитета, т.е. беспорядочных половых связей. Рождались дети, которые впоследствии воспитывались всем родовым объединением. Исчисление рода, возможно, было только по материнской линии, так как отца однозначно установить было невозможно. Такое исчисление рода получило название матриархат. Как долго длилась эта стадия семьи - сейчас даже примерно определить сложно. Может несколько веков, а может тысячелетия.

Развивалось общество - развивалась мораль; люди стали приходить к мысли, что брачные связи родителей и детей аморальны. В итоге "человечество пришло к новой форме брачных отношений: групповому браку. Он, согласно исследованием ученых (историков, философов и др.), пережил две формы: кровнородственную семью и семью пуналуа (слово "пуналуа" означает "мой партнер по браку"; отсюда и название этого вида брака). В кровнородственной семье брачные круги строились по поколениям, т.е. поколения родителей и детей состояли каждое в своем брачном сообществе. Иными словами, как правильно указывал Ф. Энгельс, сестра была женой, и это было нравственно. Но постепенно из круга брачных партнеров стали исключаться кровные родственники, т.е. родные братья и сестры; появились пуналуальные семьи. В них группа сестер одного рода являлась коллективными женами группы братьев другого рода. Видимо, такой вид брака возник с целью избежать кровосмешения (инцеста)".

Развитие орудий производства, первое разделение труда на земледелие и скотоводство, а затем и последующие прогрессивные изменения в обществе позволили производить излишки продукции, которые оставались после потребления. Это "позволило развиться следующей стадии брака - парному браку. Его основу составляли один мужчина и одна женщина; но, не имея устойчивого экономического благополучия, они не могли выделиться в самостоятельную имущественную ячейку, и зачастую вынуждены были проживать и, соответственно, получать средства к существованию в своем родовом объединении. Лишь часть людей, состоящих в парных браках, могли обособляться в самостоятельные семьи (как правило, старейшины, жрецы и иные лица, имеющие определенный социальный статус). На стадии парного брака зародился патриархат, т.е. исчисление рода начали осуществлять по отцовской линии. Но и то не во всех случаях можно было с достоверностью определить биологического отца ребенка, так как парные браки были непрочными, легко расторжимыми".

С дальнейшим развитием экономических отношений, возникновением позитивного права появляется потребность в узаконении брачных союзов. И, как следствие, возникает освященный религией или легализованный в светском порядке моногамный брак. Это уже устойчивый союз мужчины и женщины, которые в отличие от состоявших в парном браке имеют не только брачную, но и имущественную общность. Моногамный брак как наиболее предпочтительный с правовой и нравственной позиций, является единственно признаваемым в нашей стране.

"Параллельно с названными формами брака существуют и иные. Это, в частности, полигамные и однополые браки. Полигамный брак - союз с множественностью его участников (3 и более лица). Если это брак одного мужчины с двумя или более женщинами, то его именуют полигинией; когда наоборот - одна женщина и несколько мужчин - полиандрией. Полигинийные браки чаще всего заключаются в мусульманских странах, полиандирические практически не встречаются (пожалуй, кроме островных африканских государств)". Однополые браки (брачный союз двух мужчин или двух женщин) в мире пока встречаются редко, но все больше государств склоняются к их узаконению (ряд из них уже сделали это).

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке » – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин.

Постепенно формировалась групповая семья , в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию ) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак : многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.



Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.

  • Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).
  • Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).
  • Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).
  • Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).
  • Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).
  • Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.
________________________________________________________________________________

первая историческая форма семьи и брака – дуально - родовой групповой брак. Все мужчины одного рода становились потенциальными мужьями для женщин другого рода. При выборе женщины мужчина автоматически вступал в парную семью. Женщины и мужчины объединялись в легко расторжимый союз, имели право на «дополнительные» половые связи с другими мужчинами и женщинами. Такие семьи не характеризовались наличием строгих хозяйственных обязанностей и женщины могли оставаться жить со своими сородичами. Встречаясь друг с другом только для половых контактов. Это и семьёй теперь трудно назвать. Ведь как можно относиться к тому, что почётному гостю разрешалось иметь половую связь с дочерью хозяина дома. Хоть гостей в свой дом не пускай.

Вторая эволюция института семьи и брака характеризуется патриархальными чертами. Было решено, раз мужчина - главный добытчик, быть ему и главой семьи. Теперь, ещё холостой мужчина, выкупает себе невесту или похищает (если выкупить не может) с целью создания своей семьи. Теперь семья становится семейной общиной , в которую входит максимум три поколения семьи.

Заключительный этап эволюции семьи и брака - малая семья, которая включает в себя супругов и их детей. Первоначально, такая семья характеризовалась утрированной патриархальностью. После развода дети оставались всегда отцу, женщина не имела право несогласия с мужем. Если же она желала вернуться к родителям, её семья обязана была вернуть выкуп. После смерти мужа женщина не могла уйти из семьи мужа, ей позволяли лишь выйти замуж за родственника мужа. Неверность жены каралась смертью, мужчине же разрешалось вести романы на стороне.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook