Американцы лечат задержку речи травами. Задержка речи у ребенка. Чтобы научить ребенка говорить, общайтесь с ним правильно

При повышенной возбудимости, бессоннице, раздражительности применяют следующие сборы лекарственных растений.

Сбор № 1
Требуется: листья мяты – 2 части, листья вахты – 2 части, корень валерианы – 1 часть, шишки хмеля – 1 часть.

Сбор № 2
Требуется: корень валерианы – 1 часть, трава пустырника –
1 часть, плоды тмина – 1 часть, плоды фенхеля – 1 часть.

Сбор № 3
Требуется: корень валерианы – 2 части, цветы ромашки – 3 части, плоды тмина – 5 частей.

Сбор № 4
Требуется: трава вереска – 2 части, трава сушеницы –
2 части, плоды тмина – 1 часть, трава пустырника – 2 части, шишки хмеля – 1 часть.
Приготовление: 1 ст.

л. одной из четырех смесей залить стаканом кипящей воды, настаивать 30 мин.
Применение: принимать по полстакана 3 раза в день. При бессоннице можно рекомендовать, кроме перечисленных сборов, порошки из семян укропа (0,15 г 3 раза в день до еды), настой листьев полыни (1–2 ч. л. на 1 стакан кипятка – суточная доза).

Сбор № 5
Требуется: цветы ромашки – 1 часть, плоды фенхеля –
1 часть, корень алтея – 2 части, корень солодки – 2 части, корневище пырея – 2 части.
Приготовление: 1 ч. л. смеси залить стаканом кипящей воды, кипятить 10 мин.
Применение: принимать в теплом виде по 1 ст. л. 2–3 раза в день как успокаивающее средство для детей при неврозах.

Сбор № 6
Требуется: листья вереска – 2 части трава сушеницы –
2 части, трава тимьяна – 2 части, корень валерианы – 2 части, корень цикория – 1 часть.

При астено невротических реакциях, астено депрессив ных состояниях применяют следующие сборы.

Сбор № 1
Требуется: листья мяты – 1 часть, листья мелиссы – 2 части, корень валерианы – 4 части, трава вереска – 2 части.

Сбор № 2
Требуется: цветы ромашки – 1 часть, плоды тмина – 2 части, цветки боярышника – 1 часть, солома зеленого овса – 2 части, листья татарника – 2 части.
Приготовление: 1 ст. л. смеси залить стаканом кипящей воды, настаивать 30 мин.
Применение: принимать по полстакана 3 раза в день.

Нормализация речевых нарушений невозможна без лечения сопутствующей неврологической патологии, в том числе неврозов и неврозоподобных состояний. Применение фитотерапии при этих заболеваниях особенно целесообразно, так как устойчивые, длительно протекающие астенические состояния требуют повторных курсов лечения. Настои и отвары трав, обладающих успокаивающим действием, можно приготовить из цветов и плодов боярышника, корней валерианы. Одну столовую ложку цветов боярышника настоять 10 мин в 1 стакане кипятка. Принимать по 1 стакану 3 раза в день. Одну столовую ложку корня валерианы залить стаканом кипятка и настоять в течение 8–10 ч. Выпить в течение дня в 3–4 приема. Рекомендуется лечение курсами по 2 недели № 3 с интервалом в 2 недели.

При неврастеническом синдроме (повышенной раздражительности, плохом сне, быстрой утомляемости, изменчивости настроения) в порядке чередования рекомендованы настои следующих трав: валериана лекарственная (корень 20 г), пустырник пятилопастный (трава 50 г), вероника лекарственная (корень 20 г), синюха голубая (корень 20 г), ежевика сизая (лист 20 г), арника горная (лист 20 г). Овес посевной (зерно 20 г), подорожник большой (лист 30 г), боярышник кроваво красный (плоды 50 г), шиповник коричный (плоды 50 г), донник лекарственный (цветы 15 г), череда трехраздельная (трава 30 г), сушеница топяная (трава 60 г). В сборе перемешать. Две ст. л. смеси трав залить 500 мл крутого кипятка, томить 50 мин. Процедить.

Добавить мед, лимон по вкусу. Употреблять по полстакана 2–3 раза в день или выпить на ночь 150 мл теплого настоя. Настой обладает выраженным успокаивающим, поливитаминным, регулирующим общий обмен веществ.

При неврозоподобном заикании используются сборы лекарственных растений, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием.

Сбор № 1
Требуется: вереск обыкновенный, трава – 40 г, сушеница топяная, трава – 40 г, пустырник пятилопастный, трава – 40 г, язвенник многолистный, трава – 40 г, валериана лекарственная, корни – 40 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 8 ч, процедить.
Применение: выпить за день в 4–5 приемов перед едой и перед сном.

Сбор № 2
Требуется: шиповник коричный, плоды – 60 г, чернобыльник, трава – 60 г, вереск обыкновенный, трава – 40 г, подмаренник настоящий, трава – 40 г, пшеница широколистная, трава – 40 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 мин, процедить и выпить за день в 4–5 приемов – за 10–15 мин до еды и перед сном.

Сбор № 3
Требуется: клевер горный, трава – 20 г, душица обыкновенная, трава – 20 г, буквица лекарственная, трава – 20 г, одуванчик лекарственный, трава – 20 г, череда трехраздельная – 20 г, мята перечная, лист – 20 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 4–5 приемов – за 10–15 мин до еды и перед сном.

Сбор № 4
Требуется: чернобыльник, корни – 20 г, мать и мачеха, лист – 20 г, синюха лазурная, корни – 10 г, донник лекарственный, трава – 10 г, сирень обыкновенная, цвет – 10 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на 0,5 л воды, кипятить 5 мин, настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 4 приема – за 15–30 мин до еды и перед сном.

Сбор № 1
Требуется: душица обыкновенная, трава – 40 г, зоря лекарственная, трава – 20 г, зверобой продырявленный, трава – 10 г, василек луговой розовый, соцветия – 20 г.

Сбор № 2
Требуется: синюха лазурная, трава или корни – 10 г, чернобыльник, трава – 20 г, первоцвет весенний, цветы – 20 г, мята перечная, лист – 20 г, прострел раскрытый, трава – 10 г, донник лекарственный – 10 г, чернокорень, корни – 10 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 мин, затем настаивать 20 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 3–4 приема до еды.

При спастической форме дизартрии эффективны следующие сборы.

Сбор № 1
Требуется: брусника, лист. – 50 г, зверобой продырявленный, трава – 50 г, клевер шуршащий, трава – 50 г, тысячелистник обыкновенный, трава – 50 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 мин, затем настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить в два приема за день – через час после еды (в обед) и перед сном.

Сбор № 2
Требуется: тмин обыкновенный, плоды – 100 г, ромашка аптечная, соцветия – 60 г, валериана лекарственная, корни – 40 г, пустырник пятилопастный, трава – 100 г, толокнянка обыкновенная, лист – 100 г.
Приготовление: 2 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 мин, настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить в два приема за день через час после еды (обеда) и перед сном.

Для пополнения запасов витаминов, которые необходимы в лечении многих заболеваний, нормализации всех процессов жизнедеятельности, улучшения психологического состояния можно широко рекомендовать фруктовые и ягодные соки, соки овощей (2 стакана свежеприготовленного сока в сутки). Особенно ценным источником витаминов являются лесные ягоды: земляника, черника, брусника, ежевика). Поливитаминный сбор, состоящий из боярышника кроваво красного (плоды, 50 г), смородины черной (плоды, 50 г), черники обыкновенной (плоды, 50 г), шиповника коричного (плоды толченые, 50 г), рябины обыкновенной (плоды, 50 г). Сбор тщательно перемешивается. Берется 4–5 ст. л. смеси растений и заливается крутым кипятком. Настаивают в теплом месте в течение часа. Процеживают, добавляют мед или лимон по вкусу. Употребляют по полстакана 5–6 раз в сутки за 15–20 мин до еды в теплом виде. Употребление настоя ежедневно значительно повышает работоспособность, общую сопротивляемость организма, особенно у детей. Как показала практика, действующие вещества лекарственных растений благодаря наличию студенистых и слизистых веществ медленно всасываются в организм, действуют более длительно, постепенно, без резкого обрыва болезненного процесса.

Есть своя специфика лечения травами в детском возрасте.

По существу лечебные травы и продуманное питание, учитывающее потребности растущего организма, необходимы с окончания периода кормления.

Для адекватного умственного развития ребенка (при подозрении на его задержку) зарекомендовали себя следующие средства растительного происхождения:
1) морковный сок;
2) смесь из тертой моркови, меда и чеснока (1 ст. л. тертой моркови, ползубчика чеснока, 1 ч. л. меда) – 1 раз в день в течение месяца;
3) лимон по 2 дольки в день, курс 4 месяца;
4) лесная земляника и черника (плоды) – по 1 стакану в день и по 1 ч. л. кедровых орехов 1 раз в день в течение месяца;
5) витаминные сборы и травы.

Начиная с 3 х лет может быть назначен отвар крапивы двудомной: 11 дес. л. листьев заливают одним стаканом кипятка и кипятят 5 мин на медленном огне в посуде с закрытой крышкой. Отвар процеживают и принимают по 1/3 стакана 3 раза в день до еды в течение 1,5 месяца. Курс лечения можно повторить через 6 месяцев. Для укрепления памяти назначается чай из мелиссы с майораном. При повышенной возбудимости используются валериана, пустырник и другие фитотран квилизаторы.

При вялости – (торпидности) – элеутерококк, с полутора лет по 1–2 капли элеутерококка на 1 год жизни (после ночного и дневного сна в течение 1 месяца). Курс лечения целесообразно повторить через 6 месяцев и 1 год. Кроме того, тонизирующее действие оказывают грейпфрут, черная смородина, березовый сок. Общеукрепляющим средством для нервных детей является следующий сбор трав: цветки ромашки – 1 часть, корни алтея аптечного – 2 части, корень лакричника – 2 части, пырей ползучий – 2 части, овес – 2 части. Две чайные ложки на 1 стакан кипятка, кипятить 10 мин, профильтровать. Отвар можно подсластить медом. Принимать по 1/2 ст. л. 2–3 раза в день.
Вследствие грамотно проведенной коррекционной работы происходит нормализация сна у детей, проходит усталость, раздражительность, существенно повышается работоспособность. У ребенка улучшается память, внимание, усидчивость; возможна некоторая коррекция ряда речевых патологий.

Разумное применение фитотерапии, основанное на народном опыте, учитывающее индивидуальные компенсаторные возможности организма каждого отдельно взятого ребенка, этиологию и патогенез конкретного дефекта речи, позволяет подготовить наиболее благоприятную почву для проведения комплексной работы, направленной на коррекцию тех или иных речевых нарушений.

Следует обратить внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей на необходимость применения лекарственных растений в качестве весьма эффективного средства лечения и профилактики при речевых аномалиях, для нормализации умственной и физической работоспособности, ликвидации чувства усталости, а также вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, различных расстройств памяти, лечения бессонницы, нервозности, восстановления нормального мышечного тонуса.

К нашему великому сожалению, достоверных данных по применению различных нетрадиционных методов при исправлении речевых нарушений в лечебной педагогике явно не хватает. Данный вопрос требует более серьезного и глубокого изучения с целью последующего внедрения в медицинскую и педагогическую практику.

21.11.2011

Вконтакте

Одноклассники

Ребенок смышленый, вроде все понимает, но не говорит или говорит слишком мало по сравнения со сверстниками? Что это – задержка речевого развития у ребенка или вариант нормы? Когда стоит беспокоиться, если ребенок не хочет или не может разговаривать?

Проблема задержки речевого развития очень серьезная, но часто родители не обращают на нее внимания или замечают неладное слишком поздно.

Малыш может быть развит по возрасту физически, но с общением у него возникают проблемы.

Формирование речи – это сложный многоступенчатый процесс. Здесь задействован не только речевой аппарат, но и слух, состояние нервной системы иннервирующей важные центры и мышцы. Новорожденный ребенок не умеет говорить.

Понимание и становление речи происходит постепенно.

  • Сначала новорожденный ребенок только плачет, затем появляются первые «агу».
  • К 5-6 месяцам запас звуков становится богаче и малыш мажет произнести «мама», «баба».
  • С 6-8 месяцев активно подключается слух, ребенок начинает повторять звуки, произнесенные животными.
  • В 8-9 месяцев ребенок начинает постепенно понимать значение произнесенных слов. Очень важным элементом становится интонация, с которой произнесено слово, для его правильного восприятия ребенком.
  • Короткие фазы в речи ребенка появляются к 1,5 – 2 годам. Это простые фразы типа «дай мяч», «кушать пойдем».
  • К 3 годам речь малыша становится богаче, в словарном запасе накапливается 300 – 320 слов. Он может по просьбе рассказать о каких-либо событиях.
  • В 4 года малыш активно пользуется вопросами «где?», «кто?», «когда?», почему?». Словарный запас 1200-1500 слов.

Развитие речи у ребенка зависит от его типа высшей нервной деятельности

Ребенок сангвиник - уравновешенный, с нормальной возбудимостью, речевая функция формируется в соответствие с возрастными нормами. Он говорит громко, понятно, правильно выделяет слова интонацией, мимикой, жестами.

Ребенок флегматик отличается от сангвиника замедленной реакцией. Такие дети быстро обучаемы. Они спокойные, уравновешенные, но безэмоциональные.

Ребенок холерик – сильный, эмоциональный, с повышенной возбудимостью, с неустойчивыми эмоциями, бывают аффективен.

Ребенок меланхолик с пониженной возбудимостью, с невыразительной невнятной речью без эмоций. Такие дети начинают поздно говорить и их речь медленно развивается.

Основные причины задержки речевого развития у детей

Основные причины задержки речевого развития у детей кроются еще с перинатального периода.

Если во время беременности мама перенесла инфекции, были осложнения в родах, то есть вероятность того, что малыш начнет позже разговаривать. Почему так происходит? Инфицирование плода, анемия, гипоксия, асфиксия в родах и другие факторы провоцируют поражение центральной нервной системы ребенка.

Кроме того, есть и другие причины поражения головного мозга, которые происходят после рождения малыша.

Поражение слухового аппарата. Малыш плохо слышит и поэтому не может воспроизвести нормальную речь.

Поражение артикулярного аппарата. Врожденные пороки развития, такие как заячья губа, волчья пасть могут стать причиной невнятной, гнусавой речи у ребенка.

Если окружающие понимают малыша с полуслова или ему не с кем поговорить, то он не говорит вовсе. Недостаток общения очень часто бывает причиной ЗРР. Чаще всего это происходит в неполных семьях, или в семьях, где родители постоянно заняты, нет бабушек и дедушек и малыш предоставлен сам себе.

Диагностика и лечение задержки речевого развития

Если вы стали замечать, что речь вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, то стоит обратиться к специалистам.

Необходимо посетить невропатолога, логопеда и психотерапевта.

Не бойтесь, что лечение сразу будет медикаментозным.

Если причина кроется в психоэмоциональном факторе и недостатке общения, то это легко устранимо. Создайте благоприятную атмосферу в семье, уделите больше внимания малышу, привлеките к общению с ребенком большее количество людей.

При нежелании ребенка говорить, обусловленного угадыванием всех желаний малыша для коррекции задержки речевого развития, необходимо, прежде всего, изменить свое поведение. Есть хорошие отзывы родителей, дети - молчуны которых занимались по системе Домана.

Если причиной речевых расстройств послужили неврологические нарушения, то соответствующее лечение назначит врач-невропатолог. Курсы приема ноотропных препаратов улучшают кровоснабжение головного мозга и увеличение активности речевых зон.

Речь - это способ общения людей, в котором одна сторона - это формирование мыслей в языковое выражение, а вторая - восприятие конструкций, создаваемых с помощью слов.

Речь: как это работает

Речь нам необходима, чтобы правильно выражать мысли и образы, создаваемые в голове, чтобы уcпешно контактировать с другими людьми. И она обладает следующие характерными свойствами:

  • содержательность - насколько речь полна смысла;
  • понятность: правильно ли построены предложения, удачные ли подбираются слова и правильно ли они произносятся;
  • выразительность - эмоциональная насыщенность, способность употреблять эпитеты, метафоры и другие средства;
  • действенность - способны ли мы речью повлиять на действия и мысли других людей.

Процесс речи осуществляется благодаря двум полушариям головного мозга. А вот восприятие чужой речь осуществляется только левым.

Процесс произнесения слов и предложений для нас автоматический и простой. Однако стоит знать, что на самом деле это сложное действие, в котором принимают участие многие наши органы. Прежде всего голос - это звуковые колебания. Голосовой аппарат создаёт препятствия для выходящего из организма воздуха, поэтому и появляются разные звуки.

Проблемы с речью

Проблемы с речью возникают очень часто в детском возрасте, когда ребёнок ещё не владеет в полной мере речевыми способностями. Часто эти дефекты поддаются лечению и исправлению. Но иногда они остаются на всю жизнь. Классификация речевых проблем типа дислалия (не произношение определённых звуков, косноязычие):

  1. Простая форма - плохо произносится один или несколько звуков из одной группы, например: з, с или р, л.
  2. Сложная - плохо даётся несколько групп звуков.
  3. Физиологическая - до определённого возраста (5 лет) плохо произносятся некоторые звуки из-за не сформировавшегося речевого аппарата. Её ещё называют возрастной.
  4. Функциональная - нарушение произносимых звуков, при котором отсутствуют отклонения.
  5. Механическая - характерна при анатомических дефектах из-за наследственности, врождённости. Также может быть приобретённым заболеванием.

Причины у этих типов дефектов могут быть различными, например, функциональная может появиться из-за недобросовестного воспитания детей, если есть неправильный образец речи или двуязычие, также возможны изменения в речи при частых болезнях, использовании неправильной артикуляции или недоразвитости слуха.

Причинами механического типа проблем с речью могут быть:

  • особенности строения органов: язык, зубы и т. д.;
  • наследственные особенности организма;
  • врождённые дефекты - отклонения во внутриутробном развитии;
  • приобретённые возникают при жизни по разным причинам.

Алалия - это отсутствие речи преимущественно у детей, при этом они могут обладать прекрасным слухом. При этом заболевании ребёнок слышит речь, но не может её понять, как, например, мы не можем понять речь иностранцев. Ребёнок не может научиться говорить.

Дизартрия - это нервное заболевание, при котором человек плохо произносит все звуки, они получаются смазанными и непонятными.

Заикание - очень распространённая болезнь, при которой сбивается ритм речи, темп, появляются спазмы в речевом аппарате.

Каждый тип лечится определёнными способами. Конечно, есть случаи, когда вылечить человека нельзя.

Способы лечения

Не во всех типах заболевания могут помочь лекарства и другие методы лечения. Чаще всего назначается гимнастика для речевого аппарата. Однако есть случаи, когда могут помочь лекарственные травы.

Если, например, речевые мышцы очень напряжены, из-за чего плохо даются слова и целые фразы, то могут помочь расслабить речевой аппарат некоторые рецепты:

  • 1,5 стакана скорлупы кедрового ореха залить водкой (поллитра) и дать настояться в тёплом и тёмном месте примерно 10 суток. Пить настойку надо по одной ложке три раза в сутки;
  • одну ложку укропных семян следует залить кипятком и дать настояться минут 10, пить этот настой за пятнадцать минут до еды;
  • можно одну ложку цветов календулы залить кипятком и дать настояться на протяжении получаса. Этот стакан выпить в три приёма за день.

Также хорошо для расслабления мышц помогут такие травы, как донник, зверобой, брусничный лист, клевер, тысячелистник, ромашка и т. д.

  1. Смешать по две ложки цветов василька и лекарственной зори, одну - зверобоя и четыре - душицы. Залить водой по схеме: на одна столовая ложка такого состава - один стакан воды, кипятить и настаивать по 10 минут. Пить этот лекарственный отвар до еды.
  2. Смешать по одной ложке: чернокорня, донника, корня синюхи, раскрытого прострела и по две ложки: мяты, первоцвета и чернобыльника. Как и в предыдущем рецепте залить водой, используя ту же схему, кипятить и настаивать по 10 минут. Пить перед приёмом пищи.

Услуги клиник в этой области

Дефекты речи часто проходят сами собой в детском возрасте - до 5 лет. Но некоторые случаи заслуживают определённого подхода и длительного лечения у специалистов.

Услуги логопеда предоставляются многими клиниками и частными докторами. Важно подобрать не только дорогого и многообещающего доктора, но и приятного для ребёнка. Чтобы малыш не замкнулся, а, наоборот, раскрылся, нужен индивидуальный подход, часто проводятся совместные занятия с родителями или другими такими же детьми.

Гораздо хуже обстоит дело со взрослыми, у которых наблюдаются серьёзные дефекты речи, вовремя не лечившиеся. Со временем их речевой аппарат полностью сформировался, и то, что можно было с лёгкостью исправить в 5 или 7 лет, теперь изменить очень сложно. Но и с такими пациентами успешно проводятся работы и даже достигаются определённые результаты.

Как часто я слышу от родителей вопрос: "Пить ли нам...(тут в основном называется какой-либо ноотроп)". Рассуждая на эту тему, нужно отметить несколько принципиальных положений: 1) логопед не назначает и не отменяет медикаментозную терапию; 2) логопед может порекомендовать обратиться к неврологу для назначения медикаментозной поддержки коррекционного процесса; 3) эффективность медикаментозной поддержки зависит во многом от параллелизации с логопедическими занятиями, таким образом, эффект будет наилучшим от одновременного приема препаратов и занятий; 4) к сожалению, существуют стандартные схемы лечения детей с F.80, зачастую не имеющие ничего общего с конкретным случаем, в связи с этим стоит рассматривать различные варианты гомеопатического, натуропатического лечения.

Однако, бояться принимать ноотропы все же не стоит. В большинстве случаев при сочетании с логопедическими занятиями они все же влияют на положительную динамику. Чтобы не бояться, нужно знать. Давайте рассмотрим, какие препараты чаще всего назначаются неговорящим детям, и каково их действие.

В большинстве случаев, препаратами выбора становятся средства с ноотропным действием (от греч. noos - мышление, разум, интеллект; tropos - поворот, направление). По определению ВОЗ, ноотропные препараты - это средства, оказывающие прямое активирующее действие на ЦНС, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии (кислородному голоданию - наиболее частая причина отсутствия речи) и токсическим воздействиям. Их общее свойство - действие на высшие интегративные и когнитивные функции головного мозга - память, восприятие, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции. При использовании вазопротектеров ноотропный эффект развивается вторично, вследствие позитивного влияния на мозговой кровоток.

В настоящее время для неговорящих детей используются следующие нейротропные средства:

1) производные пирролидона: пирацетам и др.;

2) производные пиридоксина: Биотре­дин, Энцефабол;

3) производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;

4) препараты, усиливающие холи­нер­ги­ческие процессы: Глиатилин, Цераксон, Энцефабол, Церебролизин;

5) глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин;

6) нейропептиды и их аналоги: Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Церебрамин, Семакс;

7) цереброваскулярные средства (винпоцетин, циннаризин, Инстенон, Гинкго Билоба, Вазобрал и др.);

8) гомеопатические средства (Церебрум композитум H и др.);

9) витаминоподобные средства (Идебе­нон, Магне В6 и др.);

10) антигипоксанты и антиоксиданты (Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол);

11) общетонизирующие средства (Когитум, Элькар, Лецитин и др.);

12) витамины группы В (Нейро­мультивит и др.).

При повышенной возбудимости ЦНС предпочтение отдается препаратам без возбуждающего эффекта (Пантогам, Пикамилон, Глицин, Фенибут, Кортексин, Церебрум композитум, Мексидол, Энцефабол, Фезам) или сочетание ноотропа с седативным средством (Нервохель, Валерианахель, Лецитин, Магне В6 и др.). В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной активности, выбирается препарат из группы ноотропов.

В любом случае, необходимость и возможность приема тех или иных препаратов определяет невролог, НЕ логопед.

Отставание в развитии речи – проблема, которая имеет стойкую динамику к увеличению. Тем не менее, своевременное обнаружение и принятие необходимых мер – верный путь избавления от речевого недоразвития.

Естественно, что ответственность за здоровье детей лежит, прежде всего, на родителях. Именно они имеют возможность обратить внимание на речевые проблемы, обратиться к специалистам, которые проведут необходимое обследование. Ранее диагностирование и принятие срочных неотложных мер убережет ребенка от отставания в речевом развитии, поможет скорректировать в правильном направлении его артикуляцию, даст возможность избежать роста психических проблем и учиться в общей школе со сверстниками.

Речевая заторможенность напрямую связана с недостаточностью развития мышления в детском возрасте, но существует и обратный процесс, когда психические расстройства становятся причиной недоразвитости речи.

Динамика проблемы берет свое начало в промежутке от пятилетнего возраста и до полового развития. Это довольно высокий процент в пределах 15–30%. Именно в это время происходит активное ознакомление детей с окружающим миром и людьми. Но проблема заключается в том, что в это время лечить ЗПРР уже поздно. Вероятность благоприятного прогноза после шести лет – 2 к 1000, а в семь лет прогноз неблагоприятный.

Медики указывают на крайнюю необходимость выявления первых признаков патологии в двухлетнем, трехлетнем возрасте, что дает надежду на полное излечение.

Ранее диагностирование проблемы

Врожденная задержка развития речи проявляется у большинства детей очень рано. Симптоматика имеет ряд отличительных признаков :

  • Четырехмесячный ребенок не умеет улыбаться и реагировать на внешние раздражители – жестикуляцию и речь своих родителей.
  • В восьмимесячном возрасте – отсутствие в звуковых реакциях повторения слогов.
  • В возрасте одного года ребенок не проявляет голосовой активности.
  • В полтора года – отсутствие понимания самых простых слов, не реагирование на произношение имени, неумение сформулировать простую просьбу, несформированный жевательный рефлекс.
  • Двухлетний ребенок знает и пользуется крайне малым запасом слов и не учит новые словоформы.
  • После двух лет ребенок пользуется двумя десятками слов и не умеет сформулировать простое предложение.
  • После трех лет – неумение пользоваться предложениями, «проглатывание» окончаний. Медленная речь, растягивание звуков, вместо ответов – повторение вопросов.

Другие признаки патологии:

  • чрезмерное выделение слюны из постоянно открытого рта;
  • гиперактивность:
  • агрессивность;
  • невнимательность;
  • утомляемость:
  • недоразвитая память:
  • недостаточное соображение и воображение:
  • бедность эмоционального реагирования;
  • затруднение в социальных контактах
  • физическая недоразвитость, иногда ДЦП.

Симптоматика проявляется и в изменениях органики. Исследования показывают у ребенка нарушения работы левого полушария мозга.

Причины патологии

Недостаточность развития речевых навыков ребенка не является отдельным заболеванием, а отклонением в развитии части мозга, отвечающей за функционирование речевой способности, расстройством нервной системы.

Провоцирующие факторы:

  • Некоторые заболевания в период беременности матери ребенка – инфекция, различные травмы или отравления.
  • Недостаток кислорода у плода во время вынашивания.
  • Проблемные роды, связанные с рядом причин – стремительностью, преждевременностью, обвитием пуповины, травмами ЦНС, шейных отделов и т.д.
  • Тяжелые инфекции в раннем детском возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Проблемы воспитания – чрезмерная опека, недостаточный уход, жестокое обращение с ребенком. Статистика свидетельствует о высоком процентном соотношении детей с ЗПРР в семьях асоциального типа.
  • Психические травмы.

Ряд заболеваний, являющихся провоцирующим фактором возникновения ЗПРР:

  • нарушения обмена в центральной нервной системе;
  • психические патологии, включая эпилептические припадки;
  • ишемическая болезнь;
  • скопление жидкости в мозге;
  • избыточное давление внутри черепа;
  • детский церебральный паралич;
  • опухоли мозга;
  • сосудистая система головного мозга;
  • наследственные патологии метаболизма;
  • нарушение циркуляции спинномозговой жидкости.

Вышеперечисленные причины возникновения задержки развития речи у детей указывают на необходимость лечения тех заболеваний, которые стали источником этой проблемы.

ЗПРР и аутизм

Аутизм, как сопровождающая задержку речевого развития патология, довольно частое явление, поэтому нам необходимо проанализировать эту связь.

Проявления аутизма при недостаточном речевом развитии:

  • Ребенок отказывается вступать в контакт с родителями и сверстниками, не проявляет эмоциональной заинтересованности в людях.
  • Склонность к необоснованной агрессии, которую он направляет в основном на себя – кусает свои руки, бьет головой о стену и т д.
  • Шаблонное и нерациональное поведение – раскачивание, хождение по кругу, бесконечная однотипная перестановка предметов, отрицательная реакция на изменение порядка вещей.
  • Неумение пользоваться игрушками, замена их кухонными и другими принадлежностями, игра только с одним любимым предметом, или его частью.
  • Нежелание и неумение социального взаимодействия со старшими и своими сверстниками.
  • Не реагирование на обращение, значительная задержка развития речи.

Вышеперечисленные факторы требуют самого серьезного реагирования и комплексного подхода в принятии неотложных мер. Для лечения такой проблемы должны быть задействованы психологи, педагоги, психиатры и родители.

Лечение задержки речевого развития

Главным условием грамотного лечения ЗПРР является раннее обнаружение патологии, комплексное принятие всех необходимых мер. В процессе терапии должны быть задействованы:

  • невропатологи;
  • логопеды;
  • психологические эксперты;
  • специалисты по рефлексотерапии.

Раннее лечение – гарантия ожидаемого и успешного результата, так как вероятность благоприятного исхода с каждым годом стремительно уменьшается и к семи годам сходит к нулю. А это неизбежные проблемы на всю жизнь – невозможность нормальной учебы, общения и приобретения социального статуса.

Методика лечения патологии:

  • Лечение микротоком – рефлексотерапия, воздействие электроимпульсами на активные участки, специальные зоны в коре головного мозга. Лечение направлено на восстановление центральной нервной системы в нарушенных участках. Активному воздействию подлежит область мозга, которая отвечает за речевую моторику, ее понимание и воспроизведение, за развитие и обогащение словарного запаса. Рефлексотерапия хорошо себя зарекомендовала при так называемой гидроцефалии. Методику врачи позволяют использовать уже с шестимесячного возраста.
  • Дефектология и работа с логопедом . Подобные методы применяются с двухлетнего возраста и призваны улучшить память, внимание, моторику, мыслительные функции ребенка. Основная работа для логопедов начинается с четырехлетнего возраста у детей. Врачам предстоит правильно сформулировать артикуляцию, научить своих пациентов составлять словосочетания, предложения и тексты. Медики для этого используют методику логопедического массажа, что дает возможность ребенку стимулировать мимику и жевательные движения лицевыми и шейными мышцами, закреплять рефлексы произношения звуковых сочетаний и предложений.
  • Медикаментозное лечение назначается при недостаточном развитии детской врачом-неврологом или невропатологом. Поэтому необходима компьютерная томография или другие формы исследования для грамотного определения заболевания нервной системы. Это дает возможность разработки индивидуального лечения конкретных психических нарушений и избегания необратимых последствий. Детям обычно прописывают курс ноотропов. Назначение подобных лекарственных препаратов требует тщательного предварительного диагностирования и осторожности. Медикаментозное лечение уместно только в особых случаях при строгом врачебном контроле. При возможности имеет смысл обходиться иными методами лечения.

Другие методы коррекции задержки речевого развития у детей

Современная медицина успешно использует психотерапию и различные методики мягкого воздействия на психику больных детей с целью ее позитивной коррекции:

  • Консультации у детского психолога в случаях прямой связи речевых проблем у ребенка с определенными стрессами, травмами психологического характера, неблагоприятным семейным климатом, отсутствием понимания со стороны взрослых и недостаточностью социальных контактов.
  • Альтернативное лечение с использованием контактов с лошадями, дельфинами, музыкального сопровождения, танцев, упражнений и спорта, направленных на развитие и закрепления у ребенка моторики. К такой форме терапии могут быть широко привлечены родители. Это, например, собирание вместе с детьми пазлов, конструкторов, угадывание звуков и музыкальных инструментов, увлекательные подвижные игры.
  • Остеопатия, как часть альтернативной медицины, призвана воздействовать на определенные телесные точки для формирования правильного баланса нервной системы, налаживания обмена веществ, стабилизации психического развития ребенка.

Эффективность лечения напрямую зависит от уровня комплексной и своевременной помощи при активном вовлечении родителей ребенка.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook