Сказка айога старшая группа. Конспект НОД в подготовительной группе детского сада на тему «Сказки. Хочешь есть калачи,…(не сиди на печи)

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений: Нанайская сказка «Айога»

Программное содержание : Познакомить с Нанайской народной сказкой «Айога»;

Задачи:

Образовательные:

  • Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться, обобщать, рассуждать;
  • Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
  • Активизировать и обогащать словарный запас детей;
  • Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие:

  • Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
  • Развивать умение инсценировать отрывки из сказки.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народному творчеству
  • Воспитывать познавательный интерес;
  • Воспитывать заботливое отношение к близким.

Оборудование : картинка куклы в нанайском костюме, презентация сказки.

Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказке.

Но прежде ответьте, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей ).

Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д .)

Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой «Айога». Эта сказка про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было. Но прежде хочу рассказать, кто такие Нанайцы.

Показ презентации о нанайцах и самой сказки.

После презентации-сказки беседа с детьми.

Вопросы к детям:

Понравилась вам эта сказка?

Эту сказку можно назвать волшебной?

Какое волшебство в ней происходит?

О ком эта сказка?

Чем Айога занималась все время?

Расскажите какая она по характеру? (хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям, самолюбивая, гордая, ленивая )

Какие поступки Айоги вам не понравились?

Как поступила Айога на просьбу матери помочь ей? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить за водой ) Вспомнить, как это было помогут нам 2 девочки. Инсценирование сказки.

Кто помог матери Айоги? (Соседская девочка )

Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (добрая, внимательная, щедрая, бескорыстная, послушная, вежливая, ласковая, отзывчивая, трудолюбивая)

Какая по характеру мама Айоги? (добрая трудолюбивая, заботливая, мудрая, справедливая )

Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? (Ответы детей ).

Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями )

Мать поступила по справедливости? (Да ) В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками» .

Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

Ребята давайте немного отдохнём.

Игра «Мы встречаем друзей, вот так»

На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4-5 шагов от центральной линии. Дети выполняют соответствующие движения:

Мы помашем рукой - вот так! (машем партнеру правой рукой )

Мы помашем другой - вот так! (машем партнеру левой рукой )

Подойдем друг ко другу - вот так! (четыре шага навстречу партнеру - обе шеренги сходятся по центральной линии )

И обнимем друг друга - вот так! (обнимаем партнера )

Улыбнемся друг другу - вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера )

Руку другу дадим - вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь партнера )

И подпрыгнем дружней - вот так! (подпрыгивают одновременно вверх - 1 раз на слово «так» )

Вместе нам веселей - вот так! (на слова «вместе нам веселей» - дети хлопают в ладоши )

Чему учит нас эта сказка?

А как вы помогаете родителям?

Игра «Назови лишнее »

Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняют почему:

улыбка, радость, грусть , веселье

доброта, забота, внимательность, злость

щедрый, добрый, жадный , заботливый

лживый , справедливый, честный, культурный

трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый

Ребята, я подобрала пословицы о труде, доброте, помощи, послушайте их:

"Жизнь дана на добрые дела", “Не одежда красит человека, а его добрые дела.”, "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет”, "Всякий человек в деле познаётся”, "Без труда нет добра”, "Маленькое дело лучше большого безделья”, «Труд кормит, а лень портит».

Молодцы! Очень надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ... - Маам.ру

Какие поступки Айоги вам не понравились? - Какая по характеру мама Айоги ? (добрая, трудолюбивая, заботливая).Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об...

Maam.ru > Конспект занятия по

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая ...)

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Сказка «Айога ».Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитии речи в старшей группена темуВ инсценировке участвуют две девочки старшей логопедической группы (Айога и соседская...

Nsportal.ru > План-конспект занятия по

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе .

Какие поступки Айоги вам не понравились? - Как поступила Айога на просьбу матери помочь ей? (Стала отговариваться, нашла много причинИгра «Назови лишнее». Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и...

Firmanuk-pdds30.edumsko.ru > Конспект НОД по развитию

АЙОГА 1.docx - Конспект непосредственной образовательной...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Обучение рассказыванию по сказке «Айога » Цель: учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки в сказке «Айога » Образовательные задачи: ­ Учить детей...

Znanio.ru > АЙОГА 1.docx - Конспект

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа ) по...

Старшая группа 5-6 лет. Конспект непосредственно образовательной деятельности. по развитии речи в старшей группе . на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога ». Образовательная область: Речевое развитие. Раздел: Развитие речи.

Dsdnr.ru > План-конспект занятия по

Конспекты занятий по развитию речи в доу. Конспекты по доу

Dochkolenok.ru > Конспекты занятий по

Валентина Гербова - Занятия по развитию речи в старшей группе ...

В старшей группе организуются выставки книг – сборников сказок, повестей, рассказов, стихов; книг одного автора (художника). Дети самостоятельно рассматривают книги, делятся с педагогом своими наблюдениями. Воспитатель, в свою очередь, дает задания: "В какой книжке самые...

Profilib.org > Валентина Гербова -

Конспект НОД по развитию речи на тему Завершение работы над...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитии речи в старшей группе на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога ». Образовательная область: Речевое развитие. Раздел: Развитие речи. Тема: Обучение рассказыванию.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений: Нанайская сказка «Айога»

Программное содержание : Познакомить с Нанайской народной сказкой «Айога»;

Задачи:

Образовательные:

  • Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться, обобщать, рассуждать;
  • Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
  • Активизировать и обогащать словарный запас детей;
  • Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие:

  • Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
  • Развивать умение инсценировать отрывки из сказки.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народному творчеству
  • Воспитывать познавательный интерес;
  • Воспитывать заботливое отношение к близким.

Оборудование : картинка куклы в нанайском костюме, презентация сказки.

Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказке.

Но прежде ответьте, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей ).

Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д .)

Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой «Айога». Эта сказка про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было. Но прежде хочу рассказать, кто такие Нанайцы.

Показ презентации о нанайцах и самой сказки.

После презентации-сказки беседа с детьми.

Вопросы к детям:

Понравилась вам эта сказка?

Эту сказку можно назвать волшебной?

Какое волшебство в ней происходит?

О ком эта сказка?

Чем Айога занималась все время?

Расскажите какая она по характеру? (хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям, самолюбивая, гордая, ленивая )

Какие поступки Айоги вам не понравились?

Как поступила Айога на просьбу матери помочь ей? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить за водой ) Вспомнить, как это было помогут нам 2 девочки. Инсценирование сказки.

Кто помог матери Айоги? (Соседская девочка )

Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (добрая, внимательная, щедрая, бескорыстная, послушная, вежливая, ласковая, отзывчивая, трудолюбивая)

Какая по характеру мама Айоги? (добрая трудолюбивая, заботливая, мудрая, справедливая )

Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? (Ответы детей ).

Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями )

Мать поступила по справедливости? (Да ) В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками» .

Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

Ребята давайте немного отдохнём.

Игра «Мы встречаем друзей, вот так»

На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4-5 шагов от центральной линии. Дети выполняют соответствующие движения:

Мы помашем рукой - вот так! (машем партнеру правой рукой )

Мы помашем другой - вот так! (машем партнеру левой рукой )

Подойдем друг ко другу - вот так! (четыре шага навстречу партнеру - обе шеренги сходятся по центральной линии )

И обнимем друг друга - вот так! (обнимаем партнера )

Улыбнемся друг другу - вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера )

Руку другу дадим - вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь партнера )

И подпрыгнем дружней - вот так! (подпрыгивают одновременно вверх - 1 раз на слово «так» )

Вместе нам веселей - вот так! (на слова «вместе нам веселей» - дети хлопают в ладоши )

Чему учит нас эта сказка?

А как вы помогаете родителям?

Игра «Назови лишнее »

Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняют почему:

улыбка, радость, грусть , веселье

доброта, забота, внимательность, злость

щедрый, добрый, жадный , заботливый

лживый , справедливый, честный, культурный

трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый

Ребята, я подобрала пословицы о труде, доброте, помощи, послушайте их:

"Жизнь дана на добрые дела", “Не одежда красит человека, а его добрые дела.”, "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет”, "Всякий человек в деле познаётся”, "Без труда нет добра”, "Маленькое дело лучше большого безделья”, «Труд кормит, а лень портит».

Молодцы! Очень надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

Михайличенко Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ"Детский сад№15"
Населённый пункт: республика Калмыкия город Элиста
Наименование материала: Конспект
Тема: Занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ по сказке "Айога"
Дата публикации: 08.02.2017
Раздел: дошкольное образование

МКДОУ «Детский сад №15»

Конспект НОД.

Занятие по развитию речи (старшая группа)

Творческое рассказывание по сказке «Айога»

Технология ТРИЗ
Воспитатель: Михайличенко Е. Е. г. Элиста
Занятия по развитию речи

для старшего дошкольного возраста

по сказке «Айога»

Цель
: Воспитывать у детей дошкольного возраста любовь и уважение к маме.
Задачи:
1. Учить детей творческому рассказыванию, в ходе придумывания новой концовки сказки, с использованием технологии ТРИЗ. 2. Развивать связную речь (диалогическую, монологическую) детей. 3. Закреплять умения детей пересказывать отрывок из сказки с использованием метода моделирования. 4. Учить сопереживать персонажам сказки «Айога», воспитывать у детей нравственные чувства.
Современные

образовательные

технологии:
ТРИЗ, здоровье сберегающая, развивающего обучения, игровая.
Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическо развитие».
Ход занятия.
- Здравствуйте, дети и уважаемые гости! 1.
«Камертон»
- настрой на занятие (свеча - «сердце»). Воспитатель интересуется у детей, любят ли дети чудеса? Показывает детям лист бумаги, который они обследуют – какой? (белый, ровный, чистый, прямоугольный, гладкий и т.д.). На этом листе заранее воспитатель свечой нарисовал сердце (при закрашивании гуашью «сердце» проявляется на листе бумаги). Детям предлагается подумать, о чем будет наше занятие? Принимаются все ответы и рассуждения детей, делают вывод, что занятие будет о доброте. 2. Предлагается начать занятие с
упражнения «Доброе утро!
», учить говорить теплые, добрые слова, используя тактильное прикосновение. (объятия, взять друг друга за руки и смотреть в глаза друг другу) - «Доброе утро, Катя!», «Я рад тебя видеть, ты добрая и хорошая девочка» - «Доброе утро, Данир! Я рада тебя видеть, ты делишься игрушками» (Я рад тебя видеть, мне приятно с тобой общаться, как здорово, что ты пришел, как хорошо, что ты ходишь к нам в группу и т.п.).
3. Предлагается вспомнить краткое с о д е р ж а н и е с к а з к и, проанализировать кружочки- заместители (К какому цвету может относиться того или иного героя и почему?). Рассуждение детей. (Большой красный круг – это будет мама, потому что… ; маленький серый кружок - дочь; маленький желтый кружок – девочка со седка; голубой кружок-вода, река) Воспитатель выслушивает всех желающих, оценивает, помогает, задает наводящие вопросы, поощряет ответы детей. Поясняет, что важно уметь рассуждать так, чтобы было интересно их слушать.
4. Пере сказ от р ы в ка сказки « А й о г а » и с п о л ь з у я кружки заменители. Воспитатель выставляет н а п а н н о р а з н ы е композиции из кружков и спрашивает, ко гд а э т о было в сказке? Например, «серый»- «голубой»- «желтый» - дети рассуждают, это когда дочь сидела возле воды и любовалась своей к р а с от о й, с о с е д с к а я девочка предложила ей лепешки и т.д. (рассуждения и ответы д е т е й) . И так пере сказываем и анализируем всю сказку с помощью кружков – заменителей. Воспитатель выслушивает ответы детей и дополняет их, подбадривает детей, обогащая их словарный запас. 5. Анализ концовки сказки. Предлагаю изменить концовку сказки, чтобы она стала положительной. Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная, демонстрирует кружок- заменитель «черного» цвета. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, предлагает для сравнения кружок белого цвета, например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т.д.). Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему? 6. Продуктивная деятельность
«Нарисовать счастье»
- творческое задание. Рассуждаем, какие ассоциации рождает у них слово – счастье -,рассуждение детей - это (Радуга, солнце, сердце, букет цветов, салют, шары и т.д.). 7. Психогимнастика:
салют «Доброта»
Описание: Воспитатель предлагает ребятам положить свои ладошки на ладонь воспитателя и построить «башенку», второй рукой воспитатель накрывает детские ладони своей и благодарит ребят за занятие, любовь, творчество и т.п. и со словом «доброта» вскидывают свои руки вверх дружным «салютом».

Занятие 1. Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
Ход занятия
Педагог уточняет, какое время года и какой месяц стоит на дворе. Помогает детям правильно построить фразу.

«Всю неделю мы с вами смотрели и решали , какие цвета и цветовые оттенки характерны для осени, – продолжает занятие воспитатель. – Выяснили следующее. Если на улице пасмурно или дождливо , то все вокруг становится серым, темным, грустным и унылым . Унылый – это какой? А пасмурно – это как?

Если день яркий, солнечный, то деревья полыхают желтизной . Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев, а небо голубое или синее-синее. Кра-со-та!

А сейчас попробуйте закончить предложение, первую часть которого я произнесу: «На улице пасмурно и дождливо, поэтому…

Когда на улице дождь и ветер, мы…

В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы…

Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что…

Если бы на то была наша воля, мы бы…

Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений. Прекрасные – это какие стихи? Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас».

Воспитатель читает детям трудное для восприятия, но завораживающее своей музыкальностью и красотой сравнений стихотворение И. Бунина «Листопад».

Затем повторяет отрывки из стихотворения, предлагая детям вслушаться в строки: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…», «Воздушной паутины ткани блестят , как сеть из серебра…», «И точно белый лепесток на паутине замирает…» (о мотыльке).

«Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали ее», – продолжает разговор педагог и читает 2–3 стихотворения, например, А. К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»), А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…».

Воспитатель выясняет у детей, какое стихотворение им особенно понравилось, и читает его еще раз.

Примечание. Вне занятий педагог предлагает детям самостоятельно рассмотреть иллюстрированные сборники стихотворений. Позже выслушивает их высказывания, обращает внимание на необычные рисунки и оформление книг в целом.

Занятие 2. Рассказывание по картине

Цель. Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.
Ход занятия
Воспитатель размещает на фланелеграфе 3–4 картинки, например, с изображением очков, ласт для подводного плавания, кораблика, медузы и предлагает детям догадаться, куда он собирается их пригласить: в лес, в Африку или в подводное царство.

«Кто-то из вас сейчас, надев очки и ласты, отправится на встречу с жителями морских глубин. Вернувшись, он расскажет нам, кого видел и как общался с морскими обитателями», – объясняет задание педагог.

Ребенок размещает картинки на фланелеграфе так, как считает нужным. (Заранее оговаривается, что можно использовать только 5–6 картинок.)

Пока ребенок выполняет задание, воспитатель обсуждает с детьми, как лучше начать рассказ по картине: «Однажды мне посчастливилось спуститься на большую глубину…», «Как-то раз, спустившись под воду…» и т.п.

Возможно, что ребенок, работающий у фланелеграфа, воспользуется подсказками товарищей и педагога, когда будет рассказывать о своей картине.

Затем его место может занять другой ребенок и создать свою картину.

Подводя итог, воспитатель напоминает, что дети научились выполнять сложные задания: составлять картины и рассказы по ним.

Примечание. Можно построить занятие иначе. Накануне нужно предложить детям рассмотреть картинки с изображением обитателей леса, саванны, моря. Затем на занятии один ребенок будет работать у фланелеграфа , а остальные дети схематично создавать картину на заданную тему на листах бумаги. По окончании работы ребята сообщают, у кого что получилось.

Если этот вариант занятия будет детям по силам и увлечет их, то следует отграничиться созданием только одной картины – разработкой одной темы.

Занятие 3. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Ход занятия
Воспитатель просит детей вспомнить известные им русские народные сказки и назвать самое любимое произведение. Педагог напоминает ребятам сказки, с которыми их знакомили в этом году.

Дети вспоминают, как начинаются народные сказки, какими фразами заканчиваются.

«А русская народная сказка, которую я расскажу вам сегодня, – продолжает разговор педагог, – начинается так: „Есть на свете люди хорошие , есть и похуже , есть и такие, которые своего брата не стыдятся“ ».

Воспитатель повторяет фразу, дети договаривают выделенные слова. Затем выясняет, как ребята понимают смысл выражения: «Есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

«Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, ее главной героине?» – спрашивает педагог. Выслушивает ответы детей и начинает рассказывать:


Посылали молодицу
Под горушку по водицу,
А водица далеко,
А ведерко велико.

«Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди, – объясняет воспитатель. – И называется сказка – „Хаврошечка“».

Прочитав сказку, воспитатель интересуется, понравилась ли она детям, кому какой эпизод особенно запомнился. Просит назвать сказочные образы и сказочные ситуации. (Одноглазка, Трехглазка, волшебная яблоня, корова-волшебница; Хаврошечка влезала в коровье ушко, и дело делалось, срабатывалось как бы само собою; из коровьих косточек яблоня выросла , яблоня к Хаврошечке веточки приклонила, яблоки к ней опустила.)

«Замечательная яблоня из коровьих косточек выросла. Это она?» – педагог показывает ребятам картинку с изображением яблони. (Нет, здесь яблочки не наливные, листья не золотые, веточки не серебряные.)

Воспитатель предлагает желающим в свободное время сделать из обычной яблони волшебную (коллективная работа).

Заканчивая занятие, педагог предлагает повторить концовку сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать».

Примечание. Вне занятий ребята (по желанию) при участии педагога могут воспроизвести диалог Хаврошечки и рябой коровы (чтение в лицах).

Хаврошечка. Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить.

Коровушка . Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Диалог повторяется 2–3 раза. Перед каждым новым выступлением дети-слушатели хором приговаривают: «Спи, глазок, спи, другой!»

Занятие 4. Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что звук ш – это песня змеи, а звук ж – песня жука. Затем формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнить соответствующее движение: на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея), на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук). Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж .

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж . Дети, как и в предыдущем задании, показывают, какой звук слышится в слове. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Педагог задает вопрос: «Книжица – это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про очень большую и толстую книгу?» (Книжища.)

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:


У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки , овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш .

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж . Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение .

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины .

Дети называют выделяемые слова котик, торжок, пошел .

Подводя итог занятия, воспитатель напоминает, какие звуки дети учились различать и чему они учатся на занятиях по развитию речи.

Занятие 5. Обучение рассказыванию

Цель. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).
Ход занятия
Воспитатель читает детям нанайскую сказку «Айога» до слов «Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке».

Воспитатель выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы, подсказывает варианты, по которым могут развиваться события (например: «Бежала-бежала Айога и увидела медвежонка. Тот, закрыв глаза, кружился по полянке, выкрикивая: „Я самый красивый! Самый-самый красивый!“»).

Возможно, что детские варианты будут короткими, и их будет не очень много. Тогда стоит дать задание на дом:пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее.

Если останется время, педагог предлагает детям принять участие в импровизированном диалоге.

Роль матери берет на себя воспитатель, а роль Айоги – дети. (Можно и наоборот.)

– Дай мне лепешку, мать!

– Горячая она. Руки обожжешь.

– А я варежки надену.

– Да они мокрые.

– А я их высушу.

– Они долго сохнуть будут. Мы успеем лепешки съесть.

Занятие 6. Завершение работы над сказкой «Айога»

Цель. Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о домашнем задании. Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека.

Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает правильнее строить предложения , подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.

Если возникнет необходимость, воспитатель предлагает детям собственный вариант концовки. Например, Айога просит птиц, оленей, белых медведей взять ее к себе, но те отказываются от ленивой, сердитой, самовлюбленной девочки.

В конце занятия педагог читает сказку целиком.

Воспитатель выслушивает ответы детей. Если ребенок называет сказку, педагог напоминает эпизод, из которого следует, что речь идет не о реальной, а о волшебной ситуации. Например: «Разве в жизни можно встретить мышонка, который дрова рубит, или блин, который щи да кашу варит?» (Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».)

Педагог помогает детям вспомнить программные произведения: Л. Толстого «Косточка», «Прыжок»; Н. Носова «Ступеньки», «Живая шляпа»; В. Бианки «Подкидыш» и др. Затем читает рассказ Б. Житкова.

По окончании чтения воспитатель уточняет, сказка это или рассказ. Выясняет, что будет, когда бабушка увидит пароходик , и почему ревел мальчик.

Занятие 8. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цель. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Ход занятия
Воспитатель 1–2 раза читает детям рассказ В. Бианки «Купание медвежат».

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун – ее годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Педагог спрашивает, догадались ли дети, кого называют пестуном (годовалый медвежонок, нянька для младших медвежат) и как в рассказе назван очень жаркий день (знойный) .

«Пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером, – поясняет педагог. – Сначала надо рассказать о том, как полоскали первого малыша. А потом? (Как купали второго медвежонка.) И чем завершить пересказ?» (Выкупанные медвежата остались довольны.)

Воспитатель вызывает ребенка пересказывать рассказ (по желанию), а тот приглашает следующего желающего , который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу.

Педагог вызывает следующую тройку детей.

Каждый раз воспитатель называет имя и фамилию писателя и рассказ: Виталий Бианки «Купание медвежат».

Примечание. Если пересказ доставляет ребятам удовольствие, можно предложить им показать детям третьего года жизни кукольный спектакль «Купание медвежат».

Педагог просит ребят подумать, как это удобнее сделать, удастся ли показать, как полоскали медвежат, изобразить, как визжали малыши. Дети, проявляя инициативу, приносят четырех игрушечных медведей нужного размера и репетируют.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook